Перегрузка операторов

Иногда для удобства записи программ удобно определить арифметические операторы, например, операции сложения, вычитания, сравнения для пользовательских классов. Например, чтобы можно было писать:

date today(1, 1, 2017);
date tomorrow = today + 1;

В этом примере оператор "+" применяется для операндов типа date & и int. Можно "научить" компилятор реализовывать подобные операторы, это называется перегрузкой.

Возможность перегрузки есть только для пользовательских типов (классов). Перегружать можно только существующие в языке C++ операторы, нельзя "придумать" новые операторы.

Синтаксис перегрузки

Синтаксис перегрузки операторов очень похож на определение функции с именем operator@, где @ — это идентификатор оператора (например +, -, <<, >>, ==). Рассмотрим простейший пример:

class Integer
{
 private:
    int m_value;
 
 public:
    Integer(int i = 0) {
        m_value = i;
    }

    int value() {
        return m_value;
    }

    Integer operator+(const Integer& right) const {
        return Integer(m_value + right.m_value);
    }
};

В этом примере объявлен класс Integer, который просто хранит одно число типа int. Оператор "+" для двух экземпляров класса integer можно объявить, как метод класса, принимающий правый операнд в виде параметра. То есть если в программе будет использована запись A + B, то она будет преобразована в вызов метода A.operator+(B). Левый операнд станет объектом, к которому будет вызван метод, правый операнд будет передан в качестве параметра. Мы передаем правый операнд, как константную ссылку на объект, сам метод также помечен, как константный метод, не модифицирующий объект. Метод возвращает объект по значению, которое создается при помощи явного вызова конструктора непосредственно в инструкции return.

Существует другой способ перегрузки операторов, как отдельных функций. В этом случае функция получает два параметра - левый и правый операнд. Пример перегрузки оператора при помощи такой функции:

Integer operator+(const Integer& left, const Integer& right) {
    return Integer(left.value() + right.value());
}


В большинстве случаев, операторы (кроме условных) возвращают объект, или ссылку на тип, к которому относятся его аргументы (если типы разные, то вы сами решаете какого типа будет результат вычисления оператора).

Перегрузка унарных операторов

Рассмотрим примеры перегрузки унарных операторов для определенного выше класса Integer.

Перегрузим их как отдельные функции, а не как методы класса. Но при реализации операторов инкремента и декремента эта функция должна модифицировать закрытый член класса m_value, что казалось бы запрещено. Можно снять этот запрет для отдельных функций, которые объявляются, как "friend" - дружественные функции для нашего класса. Дружественные функции необходимо сначала описать внутри класса, предваряя описание словом "friend", затем реализовать их тело внутри класса.

class Integer
{
 private:
    int m_value;
 
 public:
    Integer(int i = 0) {
        m_value = i;
    }

    int value() {
        return m_value;
    }

    //префиксный инкремент
    friend Integer& operator++(Integer&);

    //постфиксный инкремент
    friend Integer operator++(Integer&, int);

    //префиксный декремент
    friend Integer& operator--(Integer);

    //постфиксный декремент
    friend Integer operator--(Integer&, int);
};

Integer & operator+(const Integer& i) {
    return i;
}

Integer operator-(const Integer& i) {
    return Integer(-i.value());
}

//префиксная версия возвращает значение после инкремента
Integer& operator++(Integer& i) {
    i.m_value++;
    return i;
}

//постфиксная версия возвращает значение до инкремента
Integer operator++(Integer& i, int) {
    Integer oldValue = i;
    i.m_value++;
    return oldValue;
}

//префиксная версия возвращает значение после декремента
Integer& operator--(Integer& i) {
    i.m_value--;
    return i;
}

//постфиксная версия возвращает значение до декремента
const Integer operator--(Integer& i, int) {
    Integer oldValue = i;
    i.m_value--;
    return oldValue;
}

Теперь вы знаете, как компилятор различает префиксные и постфиксные версии декремента и инкремента. В случае, когда он видит выражение ++i, то вызывается функция operator++(a). Если же он видит i++, то вызывается operator++(a, int). То есть вызывается перегруженная функция operator++, и именно для этого используется фиктивный параметр int в постфиксной версии.

Заметим, что оператор "+", а также префиксные инкременты, возвращают ссылку на сам объект, поэтому тип их возвращаемого значения - Integer&. Между тем операторы постфиксного инкремента и декремента и унарный "-" возвращают результат по значению, т.к. результат хранится во временной переменной, которая уничтожается после выхода из функции, поэтому эти операторы не могут возвращать результат по ссылке.

Бинарные операторы

Рассмотрим синтаксис перегрузки бинарных операторов. Перегрузим один оператор, который возвращает значение l-value, один условный оператор и один оператор, создающий новое значение (определим их глобально):

class Integer
{
 private:
    int m_value;
 
 public:
    Integer(int i = 0) {
        m_value = i;
    }

    int value() {
        return m_value;
    }

    friend Integer& operator+=(Integer& left, const Integer& right);
};

Integer operator+(const Integer& left, const Integer& right) {
    return Integer(left.value() + right.value());
}

Integer& operator+=(Integer& left, const Integer& right) {
    left.m_value += right.m_value;
    return left;
}

bool operator==(const Integer& left, const Integer& right) {
    return left.value() == right.value();
}

Во всех этих примерах операторы перегружаются для одного типа, однако, это необязательно. Можно, к примеру, перегрузить сложение нашего типа Integer и определенного по его подобию Float.

Аргументы и возвращаемые значения

Как можно было заметить, в примерах используются различные способы передачи аргументов в функции и возвращения значений операторов.

Особые операторы

В C++ есть операторы, обладающие специфическим синтаксисом и способом перегрузки. Например оператор индексирования []. Он всегда определяется как член класса и, так как подразумевается поведение индексируемого объекта как массива, то ему следует возвращать ссылку.

Оператор запятая

В число «особых» операторов входит также оператор запятая. Он вызывается для объектов, рядом с которыми поставлена запятая (но он не вызывается в списках аргументов функций). Придумать осмысленный пример использования этого оператора не так-то просто и лучше его не перегружать.

Оператор разыменования указателя

Перегрузка этих операторов может быть оправдана для классов умных указателей. Этот оператор обязательно определяется как функция класса, причём на него накладываются некоторые ограничения: он должен возвращать либо объект (или ссылку), либо указатель, позволяющий обратиться к объекту.

Оператор присваивания

Оператор присваивания обязательно определяется в виде функции класса, потому что он неразрывно связан с объектом, находящимся слева от "=". Определение оператора присваивания в глобальном виде сделало бы возможным переопределение стандартного поведения оператора "=". Пример:

class Integer
{
 private:
    int m_value;
 
 public:
    Integer(int i = 0) {
        m_value = i;
    }

    int value() {
        return m_value;
    }

    Integer& operator=(const Integer& right) {
        //проверка на самоприсваивание
        if (this != &right) {
            m_value = right.m_value;
        }
        return *this;
    }
};

Как можно заметить, в начале функции производится проверка на самоприсваивание. Вообще, в данном случае самоприсваивание безвредно, но ситуация не всегда такая простая. Например, если объект большой, можно потратить много времени на ненужное копирование, или при работе с указателями.

Неперегружаемые операторы

Некоторые операторы в C++ не перегружаются в принципе.

Запрещено определять свои операторы, а также нельзя изменять приоритеты перегружаемых операторов.

Рекомендации к форме определения операторов

Как мы уже выяснили, существует два способа операторов — в виде функции класса и в виде дружественной глобальной функции.

Роб Мюррей, в своей книге C++ Strategies and Tactics определил следующие рекомендации по выбору формы оператора:

Оператор

Рекомендуемая форма

Все унарные операторы

Член класса

= () [] -> ->*

Обязательно член класса

+= -= /= *= ^= &= |= %= >>= <<=

Член класса

Остальные бинарные операторы

Не член класса


Если семантически нет разницы как определять оператор, то лучше его оформить в виде функции класса, чтобы подчеркнуть связь, помимо этого функция будет подставляемой (inline) и работать быстрее. Для бинарных операций иногда может возникнуть потребность в том, чтобы представить левосторонний операнд объектом другого класса: яркий пример — переопределение << и >> для потоков ввода/вывода.