Операции сравнения чисел

В условных инструкциях, в инструкциях цикла, как правило используются сравнения вида x > 0 или a != b (числа a и b не равны), то есть некоторое логическое выражение. В таких выражениях как правило используются операции сравнения (равно, неравно, меньше, больше и т.д.).

В языке C подобные операции возвращают значение типа int, либо 0, что считается ложью, либо 1, которое означает истину. В языке C++ для этого есть специальный логический тип bool.

Переменные логического типа bool принимают два значения: true (истина) и false (ложь). Также любое целочисленное выражение можно трактовать, как логическое выражение, при этом нулевое целое число означает ложь, а ненулевое — истину. Таким образом, если вместо условия написать false или 0, то оно будет всегда ложно, если же указать true, 1 или любое ненулевое число, то условие будет истинно.

Как правило, в качестве проверяемого условия используется результат вычисления одного из следующих операторов сравнения:

< Меньше — возвращает true, если первый операнд меньше второго.
> Больше — возвращает true, если первый операнд больше второго.
<= Меньше или равно.
>= Больше или равно.
== Равенство. Возвращает true, если два операнда равны.
!= Неравенство. Возвращает true, если два операнда неравны.

Например, условие (x * x < 1000) означает “значение x * x меньше 1000”, а условие (2 * x != y) означает “удвоенное значение переменной x не равно значению переменной y”.

Будьте аккуратны: оператор == (два знака равенства) — это проверка на равенство двух выражений, а оператор = (один знак равенства) — это присваивание одной переменной значения выражения и использование его в условии оператора ветвления в большинстве случаев является ошибкой.

Рассмотрим эту типичную ошибку на следующем примере:

 
    int a, b;
    cin >> a >> b;
    if (a = b)
    {
        cout << "Числа равны" << endl;
    }
    else
    {
        cout << "Числа не равны" << endl;
    }

Здесь по ошибке вместо операции сравнения == использована операция присваивания =. Поэтому при любых значениях a и b переменной a будет присвоено значение переменной b, при проверке истинности выражения a = b. Но оператор присваивания еще и возвращает значение, поэтому если значение b было ненулевым (а это интерпретируется, как истина), то программа выведет строку "Числа равны", а если нулевым — то строку "Числа не равны". При этом значение переменной a может быть вообще любым.