Скалярными типами данных называются все типы,
принимающие целочисленные значения:
char
, short int
, int
,
long int
, long long
,
а также их signed
и unsigned
модификации.
Для хранения каждого из этих типов в памяти отводится
определенное количество байт. Для того, чтобы узнать
размер памяти, отводимый для хранения той или иной переменной
можно использовать оператор sizeof
: например,
sizeof(int)
возвращает количество байт,
необходимых для хранения переменной типа int
,
а sizeof(A)
, где A
—
идентификатор переменной, возвращает количество байт, необходимой
для хранения переменной A
.
Каждую переменную скалярного типа будем представлять в виде последовательности бит, нумеруя их от 0, биты будем записывать справа налево (то есть бит с номером 0 будет записан самым правым, а самый старший бит — самым левым).
Например, если переменная a
объявлена,
как unsigned char
, то ее можно
записать в виде последовательности из 8 бит
или двух шестнадцатеричных цифр.
unsigned char a; a = 0 ; // 00000000 или 0x00 a = 1 ; // 00000001 или 0x01 a = 2 ; // 00000010 или 0x02 a = 10 ; // 00001010 или 0x0A a = 255 ; // 11111111 или 0xFF
Например, если a=10
, то в битовой записи
a
биты с номерами 1 и 3 равны 1,
а остальные биты равны 0.
Для двух переменных одинакового скалярного типа
определены битовые операции:
&
битовое И (AND)
|
битовое ИЛИ (OR)
^
битовое ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ (XOR)
~
битовое ОТРИЦАНИЕ (NOT) — унарная операция.
Битовые операторы работают следующим образом. Берутся два операнда, и к каждой паре соответствующих бит для левого и правого операнда применяется данная операция, результатом будет переменная того же типа, каждый бит которой есть результат применения соответствующей логической операции к соответствующим битам двух операндов. Рассмотрим пример:
unsigned char a, b, c, d, e, f; a = 5 ; // 00000101 b = 6 ; // 00000110 c = a & b ; // 00000100 == 4 d = a | b ; // 00000111 == 7 e = a ^ b ; // 00000011 == 3 f = ~ a ; // 11111010 == 250
Битовое отрицание числа (величина f
в последнем примере) — это число, полученное
из исходного заменой всех нулей на единицы и наоборот.
Будьте аккуратны, не путайте логические и битовые операции.
Например, 2 && 1 == 1
,
поскольку применение логического “И” к двум значениям
2 и 1, то есть к двум “истинам”, это истина,
но 2 & 1 == 0
!
Есть еще две операции, работающие с битами: это битовые сдвиги.
Их два: сдвиг влево и вправо.
Оператор a >> n
возвращает число,
которое получается из a
сдвигом всех бит на
n
позиций вправо, при этом самые правые
n
бит отбрасываются.
Например:
unsigned char a, b, c, d, e; a = 43 ; // 00101011 b = a >> 1 ; // 00010101 == 21 c = a >> 2 ; // 00001010 == 10 d = a >> 3 ; // 00000101 == 5 e = a >> 5 ; // 00000001 == 1
Понятно, что для положительных чисел битовый сдвиг числа
вправо на n
равносилен целочисленному делению
на 2n.
Аналогично, битовый сдвиг влево на n
бит равносилен (для положительных чисел) умножению на
2n и осуществляется при помощи оператора <<
:
unsigned char a; a = 5 ; // 00000101 b = a << 1 ; // 00001010 == 10 c = a << 2 ; // 00010100 == 20 d = 2 << 3 ; // 00101000 == 40