Функции

В предыдущем листке была задача вычисления числа сочетаний из n элементов по k, для чего необходимо вычисление факториалов трех величин: n, k и n - k. Для этого можно сделать три цикла, что приводит к увеличению размера программы за счет трехкратного повторения похожего кода. Вместо этого лучше сделать одну функцию, вычисляющую факториал любого данного числа n и трижды использовать эту функцию в своей программе. Соответствующая функция может выглядеть так:

int factorial(int n)
{
    int f = 1, i;
    for (i = 2; i <= n; ++i)
    {
        f = f * i;
    }
    return f;
}

Этот текст должен идти до основной программы, то есть до функции main(). Первая строчка этого примера является описанием нашей функции. factorial – идентификатор, то есть имя нашей функции. После идентификатора в круглых скобках идет список параметров, которые получает наша функция. Список состоит из перечисленных через запятую типов параметров и их идентификаторов. В нашем случае список состоит из одной величины n, имеющей тип int: наша функция вычисляет факториал целого числа. Функция вычисляет целочисленную величину, поэтому функция будет возвращать значение типа int, что указывается до идентификатора функции. Функция может не возвращать никакого значения, тогда в качестве типа возвращаемого значения должно быть указано слово void.

Далее идет тело функции в фигурных скобках. Внутри функции вычисляется значение факториала числа n и оно сохраняется в переменной f. Функция завершается инструкцией return f, которая завершает работу функции и возвращает значение переменной f. Инструкция return может встречаться в произвольном месте функции, ее исполнение завершает работу функции и возвращает указанное значение в место вызова. Если функция не возвращает значения, то инструкция return используется без возвращаемого значения, также в функциях, не возвращающих значения, инструкция return может отсутствовать.

Функция должна быть описана до начала основной программы. Сама же основная программа, как можно догадаться, также является функцией с именем main, не получающая никаких параметров и возвращающее значение типа int.

Теперь мы можем использовать нашу функцию factorial в основной программе нахождения числа сочетаний:

int main()
{
    int n, k;
    cin >> n >> k;
    cout << factorial(n) / (factorial(k) * factorial(n - k)) << endl;
    return 0;
}

В этом примере мы трижды вызываем функцию factorial для вычисления трех факториалов: factorial(n), factorial(k), factorial(n - k).

Мы также можем объявить функцию binomial, которая принимает два целочисленных параметра n и k и вычисляет число сочетаний из n по k:

int binomial(int n, int k)
{
    return factorial(n) / (factorial(k) * factorial(n - k));
}

Тогда в нашей основной программе мы можем вызвать функцию binomial для нахождения числа сочетаний:

    cout << binomial(n,k) << endl;

Поскольку в этом случае функция main вызывает функцию binomial, а функция binomial вызывает функцию factorial, а каждая функция должна быть описана до ее вызова из другой функции, то порядок описания функций в программе должен быть такой:

int factorial(int n)

int binomial(int n, int k)

int main()

Вернемся к задаче нахождения наибольшего из двух или трех чисел. Напишем функцию, находящую максимум из двух данных чисел:

int max(int a, int b)
{
    if (a > b)
    {
        return a;
    }
    else
    {
        return b;
    }
}

Теперь мы можем реализовать функцию max, находящую максимум трех чисел:

int max(int a, int b, int c)
{
    return max(max(a, b), c);
}

В данном примере написаны две различные функции max: первая с двумя параметрами, вторая с тремя параметрами. Несмотря на то, что функции имеют одинаковые имена, по количеству передаваемых параметров ясно, какая из них имеется в виду. В нашем случае функция max(int a, int b, int c) дважды вызывает функцию max для двух чисел: сначала, чтобы найти максимум из a и b, потом чтобы найти максимум из этой величины и c.

Локальные и глобальные переменные

В каждой функции объявляется свой набор переменных. Переменные, определенные внутри каждой из функций, называются локальными переменными данной функции. Если в двух разных функциях есть локальные переменные с одинаковыми именами, то это — различные переменные. Если в одной из функций поменять значение этой переменной, то в другой функции оно останется неизменным. Пример:

void f1()
{
    int a;
    a = 1;
    return;
}

int main()
{
    int a;
    a = 2;
    f1();
    cout << a << endl;
    return 0;
}

На экран будет выведено значение 2, т.к. изменение локальной переменной a внутри функции f1 не приводит к изменению значения локальной переменной a для функции main.

Переменная может быть объявлена и вне всякой функции, тогда она будет доступной из всех функций и в каждой функции это будет одна и та же переменная. Такие переменные называются глобальными.

int a;
void f1()
{
    a = 1;
    return;
}

int main()
{
    a = 2;
    f1();
    cout << a << endl
    return 0;
}

В этом примере на экран будет выведено значение 1, поскольку вызов функции f1 изменил значение глобальной переменной a.

Одно из свойств глобальных переменных — их значения по умолчанию проинициализированы нулем, в отличии от локальных переменных, чьи значения по умолчанию инициализируются мусором.

Широкое использование глобальных переменных не принято в современном программировании, вместо глобальных переменных лучше использовать локальные переменные, а для обмена информацией между функциями нужно использовать передаваемые по ссылке параметры.

Передача параметров по значению и по ссылке

Раньше у нас была задача, в которой требовалось поменять значения двух переменных. Поскольку такое нужно будет довольно часто, попробуем написать для этого функцию.

void Swap(int a, int b)
{
    int t = a;
    a = b;
    b = t;
    return;
}

int main()
{
    int a = 1, b = 2;
    Swap(a, b);
    cout << a << " " << b << endl;
    return 0;
}

Эта программа выведет 1 2, то есть значения переменных a и b не поменяются. Причина в том, что передаваемые в функцию параметры являются локальными переменными, когда вызывается функция, то создаются две локальные переменные a и b для этой функции, в них записываются значения локальных переменных a и b функции main, затем запускается функция Swap, которая меняет значения своих локальных переменных, при этом значения локальных переменных функции main не меняются. Такая передача параметров функции называется передачей параметров по значению.

Можно было бы объявить a и b глобальными переменными, но тогда мы не смогли бы использовать функцию для обмена значений двух переменных, отличных от a и b.

Для того, чтобы функция могла изменять значение переменной, переданной в качестве параметра при вызове, используется механизм передачи параметров по ссылке. Если переменная передается в функцию по ссылке, то функция работает с самой переменной, а не с ее локальной копией и может изменять ее значения. Для обозначения того, что параметр передается по ссылке, перед идентификатором переменной-параметра, в описании функции, необходимо поставить знак амперсанда &:

void Swap(int & a, int & b)
{
    int t = a;
    a = b;
    b = t;
    return;
}
Теперь функцию Swap можно использовать для обмена значений любых двух переменных типа int, при этом называться они могут как угодно, например, можно вызывать функцию так: Swap(x, y). Но нельзя вызывать функцию так: Swap(1, 2) —передаваемые по ссылке параметры должны быть переменными, а не числами или какими-то более сложными выражениями.

Механизм передачи параметров по ссылке используется также в случае, когда функция должна вернуть не одно значение, а несколько. Тогда в функцию необходимо по ссылке передать несколько переменных, в которые функция запишет результат своей работы.

Рекурсия

                      Эпиграф:
                        void ShortStory()
                        {
                            cout << "У попа была собака, он ее любил." << endl;
                            cout << "Она съела кусок мяса, он ее убил," << endl;
                            cout << "В землю закопал и надпись написал:" << endl;
                            ShortStory();
                        }

Как мы видели выше, функция может вызывать другую функцию. Но функция также может вызывать и саму себя! Рассмотрим это на примере функции вычисления факториала. Хорошо известно, что \(0!=1\), \(1!=1\). А как вычислить величину \(n!\) для большого \(n\)? Если бы мы могли вычислить величину \((n-1)!\), то тогда мы легко вычислим \(n!\), поскольку \(n!=n(n-1)\)!. Но как вычислить \((n-1)!\)? Если бы мы вычислили \((n-2)!\), то мы сможем вычисли и \((n-1)!=(n-1)(n-2)!\). А как вычислить \((n-2)!\)? Если бы... В конце концов, мы дойдем до величины \(0!\), которая равна \(1\). Таким образом, для вычисления факториала мы можем использовать значение факториала для меньшего числа. Это можно сделать и в программе на C++:

int factorial(int n)
{
    if (n == 0)
    {
        return 1;
    }
    else
    {
        return n * factorial(n - 1);
    }
 }

Подобный прием (вызов функцией самой себя) называется рекурсией, а сама функция называется рекурсивной.

Рекурсивные функции являются мощным механизмом в программировании. К сожалению, они не всегда эффективны (об этом речь пойдет позже). Также часто использование рекурсии приводит к ошибкам, наиболее распространенная из таких ошибок – бесконечная рекурсия, когда цепочка вызовов функций никогда не завершается и продолжается, пока не кончится свободная память в компьютере. Пример бесконечной рекурсии приведен в эпиграфе к этому разделу. Две наиболее распространенные причины для бесконечной рекурсии:

  1. Неправильное оформление выхода из рекурсии. Например, если мы в программе вычисления факториала забудем поставить проверку if (n == 0), то factorial(0) вызовет factorial(-1), тот вызовет factorial(-2) и т.д.
  2. Рекурсивный вызов с неправильными параметрами. Например, если функция factorial(n) будет вызывать factorial(n), то также получиться бесконечная цепочка.

Поэтому при разработке рекурсивной функции необходимо прежде всего оформлять условия завершения рекурсии и думать, почему рекурсия когда-либо завершит работу.